Меню с информацией о задолженности
Доля продаж банками долгов молодежи коллекторам выросла на 10,3 % в I квартале года
30 авг 2021
Участники рынка зафиксировали, что банки и МФО стали чаще передавать коллекторским агентствам задолженности молодых людей — заемщиков возрастом до 25 лет. Это связывают с экономическими проблемами, которые повлекла за собой эпидемия коронавируса: молодые люди стали чаще брать займы, и средний возраст заемщика уменьшился.
О каких цифрах говорят специалисты
- НАПКА отметила, что 20 % всех задолженностей, которые МФО в первом квартале 2021 года передали по договору цессии коллекторским агентствам, приходятся на молодых людей. По сравнению с прошлым годом цифра увеличилась в два раза: раньше она составляла примерно 9,7 %.
- Аукцион долгов Debex подтвердила эту информацию: по данным компании, раньше доля молодых заемщиков до 20 лет, имеющих просроченную задолженность, была меньше 10 %. В первом квартале 2021-го этот показатель составляет 21,7 %.
Такие большие цифры наблюдаются в сегменте МФО, но тенденция затронула и клиентов банков: доля неплательщиков в возрасте до 20 лет выросла с 0,2 до 0,7 %. Таких заемщиков мало, потому что банки реже кредитуют молодых клиентов. А вот в более старших возрастных группах доля людей с задолженностями почти не изменилась — и для банков, и для МФО.
Почему так происходит
Специалисты заметили еще одну тенденцию: молодых заемщиков в принципе становится больше. Например, МФО стали выдавать микрозаймы в том числе людям в возрасте 18–20 лет. Но даже так у этой группы выше риск невозврата займа. Тенденции омоложения аудитории связывают с тремя факторами.
Переход в онлайн. Бизнес начал активно переходить в онлайн еще несколько лет назад, и количество молодых заемщиков растет с 2018 года. Но в последний год скачок стал особенно резким: это связывают с эпидемией и соответствующим ростом популярности онлайн-сервисов. Молодым людям проще воспользоваться сайтом, чем прийти в отделение банка или МФО самим, так что онлайн-продукты легче воспринимаются такой аудиторией. Роль играет и маркетинг, который стремится расширить круг клиентов.
Последствия эпидемии. Во время эпидемии больше людей брало кредиты и микрозаймы, думая, что ограничения продлятся недолго. Это касается всех возрастных категорий, но в особенности молодежи, которая стремилась так пережить эпидемию. НБКИ сообщает, что на заемщиков до 30 лет в июле-августе 2020 года пришлось 31,4 % выдач — так они стали самой масштабной категорией.
Больше работающих молодых людей Молодежь сейчас в принципе стремится к активности и самостоятельности, чаще работает и не зависит от родителей. Поэтому свои финансовые проблемы молодые люди пытаются решать сами, в том числе за счет займов. Нередко тут фигурируют МФО, потому что банки не слишком охотно кредитуют юных клиентов.
Что по этому поводу думают взыскатели
Некоторые банки и МФО считают молодежь проблемной категорией, поэтому реже выдают им займы. Доля просроченных задолженностей среди этой возрастной группы и вправду выше: это можно связать с неустойчивым финансовым положением. Другие же, наоборот, делают ставку на омоложение аудитории, в том числе в качестве эксперимента. Но в целом кредиторы отмечают тенденцию: в кризис люди становятся более грамотными финансово, стремятся как можно точнее рассчитать нужную сумму. Это касается и молодежи.
Если Вы попали в сложную ситуацию, Ваша задолженность просрочена и передана коллекторам, — это не повод отчаиваться. Коллекторские агентства сегодня работают по закону, могут предложить более выгодные условия погашения и помочь выбраться из финансовой ямы. Так действует ЭОС: если Ваш кредит у нас, свяжитесь с нами. Мы поможем.