Количество просрочек по платежам растет из-за пандемии

12 Май 2020

Инфекция, названная COVID-19, серьезно изменила жизнь людей по всему миру. Чтобы не допустить ее распространения и снизить нагрузку на медучреждения, государства ввели ограничительные меры. Огромное количество компаний перевело сотрудников на удаленный формат работы, многие учреждения, работающие с клиентами, закрылись более чем на месяц. Не обошли ограничения и Россию. Режим самоизоляции не мог не повлиять на ситуацию в области кредитования. Из-за простоя бизнеса у людей падают доходы, меняются финансовые обстоятельства, многие теряют работу: организации закрываются, не в состоянии справиться с возникшим кризисом. На рынке кредитования растет доля просроченных задолженностей, и все больше заемщиков объясняет задержки в выплатах потерей работы: около трети людей, заявивших о трудностях, сообщили об увольнении как о причине невыплат.

Как вырос процент задолженностей в последние месяцы

Представители кредиторов заявляют, что количество людей, испытывающих сложности с выплатами обязательств, серьезно увеличилось. НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств) на основе статистики по коллекторским агентствам сообщила, что доля тех, кто не платит по кредитам, выросла на 10 процентных пунктов и составляет 60 %. Год назад среди таких заемщиков только 18 % говорили, что неуплата связана с потерей работы. Теперь количество таких клиентов составляет 30 %, то есть почти треть от общего числа. 40 % объясняет сложности падением доходов, этот показатель также вырос на 10 процентных пунктов. Еще 20 % говорят о росте цен и, как следствие, об ухудшении платежеспособности. Непосредственно коронавирусную инфекцию в качестве причины указывает всего 1 % заемщиков, но очевидно, что массовые потери работы и снижение доходов связаны с эпидемией и ограничительными мерами.

С чем связана ситуация на рынке кредитования

Рост задолженностей — прямое следствие начавшихся проблем с занятостью и доходами. Организации несут серьезные убытки. Те, кто работает с клиентами непосредственно, вынуждены простаивать, те, кто может продолжать работу, переводят сотрудников на удаленный режим, что влечет за собой затраты на реорганизацию рабочего процесса.

Многие граждане сталкиваются с невозможностью выплачивать обязательства, что влечет за собой панику и необдуманные решения:

  • некоторые берут еще один кредит, чтобы иметь возможность выплачивать предыдущий. Это решение преимущественно импульсивное, так что не стоит поддаваться такому желанию. Кризис закончится, а долгосрочное обязательство в виде кредита останется;
  • кто-то под влиянием тревоги решает приостановить выплаты, не сообщая об этом кредитору. Так поступать тоже не стоит, лучше воспользоваться антикризисными мерами, которые предлагают ответственные банки и коллекторские агентства.

Что предлагают банки заемщикам

Отсрочка по 106-ФЗ. Новый закон, принятый в связи с экстремальными обстоятельствами, дает заемщику возможность получить «кредитные каникулы», если его доход упал на 30 % и больше. Предложение имеет ограничение на размер ссуды, но основная сложность с его применением — необходимость документально доказывать падение доходов. Многие организации не оформляют снижение выплат сотрудникам, и таким работникам становится сложнее воспользоваться государственной программой.

«Ипотечные каникулы». Закон 76-ФЗ, принятый в августе 2019 года, позволяет отсрочить платежи по ипотеке при сложных финансовых обстоятельствах. Здесь лимит больше — до 15 млн рублей, но наличие сложностей также понадобится доказывать.

Собственные программы кредиторов. Ответственные кредиторы осознают, что в связи с кризисом у заемщиков возникают финансовые сложности. Большое количество банков предлагает своим клиентам антикризисные программы, отсрочки или реструктуризацию — изменение графика выплат под новые условия.

Сколько заемщиков заявили о сложностях

Согласно информации Центробанка от 24 апреля, с начала кризиса около миллиона заемщиков обратились в банки с просьбой об отсрочке или реструктуризации. Кредиторы одобрили около 55 % просьб о кредитных каникулах и 54,9 % заявлений о реструктуризации. Отказы в основном связаны с тем, что заемщик превысил размер кредита, на который распространяется предложение. Что же касается коллекторских организаций, с которыми клиенты сотрудничают по договору цессии, то здесь обращений намного меньше. Это связывают с тем, что добросовестные коллекторские агентства изначально предлагают клиентам гибкий график выплат и погашение задолженности в комфортном темпе.

Что делать при проблемах с выплатами

Главное — не поддаваться панике. Первым импульсивным желанием может стать игнорирование задолженности или попытка взять другой кредит, чтобы выплатить изначальный, но ни то, ни другое не поможет справиться с проблемами. Если Вы лишились работы или столкнулись с финансовыми сложностями, проверьте, имеете ли Вы право на «кредитные каникулы» по закону. Даже если ответ отрицательный, обратитесь в свою финансовую организацию: возможно, Вам предложат участие в антикризисной акции, реструктуризацию или отсрочку. То же самое касается клиентов коллекторских агентств. Добросовестные организации стараются помочь людям погасить задолженность без серьезного финансового ущерба и имеют право оптимизировать график выплат в пользу клиента.

Что предлагает ООО «ЭОС»

«ЭОС» заботится о заемщиках и хорошо понимает, какая ситуация сейчас сложилась на рынке кредитования. Если Ваш долг передали нам, мы можем предложить Вам индивидуальный график выплат, адаптированный под сложные обстоятельства, или простить часть задолженности. Если Вы являетесь клиентом компании «ЭОС» и испытываете сложности с выплатами, свяжитесь с нами. Мы поможем Вам пережить трудные времена без существенных потерь.