Шрифт начертание

Размер шрифта

Межстрочный интервал

Интервал между буквами

Изображения

Цветовая схема

Переход на обычную версиюСброс настроек меню для слабовидящих

Бесплатная горячая линия

8 800 555 17 10

c 5:00 до 20:00

Открыть чат с ЭОС Личный кабинет

клиентам мы помогли начать
новую жизнь без долгов

Меню с информацией о задолженности
Хлебные крошки сайта

Клиенты банков и МФО смогут оспаривать данные кредитной истории онлайн

11 окт 2021

1 января 2022 года в силу вступят изменения в законодательстве, согласно которым россияне смогут оспаривать кредитную историю непосредственно у кредитора: в банке, МФО или иной финансовой организации. ЦБ РФ, в свою очередь, предложил банкам реализовать эту возможность онлайн — через мобильное приложение, сайт или электронную почту.

Раньше оспаривать кредитную историю было можно только в БКИ — бюро, где хранятся сведения. Теперь это можно будет сделать через банк или МФО — в этом суть нововведений.

Что значит — «оспорить кредитную историю»

Даже в КИ идеального заемщика могут появиться неверные или ошибочные записи.

  • Запись о кредите или назначенном платеже может продублироваться, и тогда кредитная нагрузка человека вырастет, хотя на самом деле ее увеличения не было.
  • Банковские сотрудники могут совершить ошибку и случайно внести в досье одного человека информацию о другом — например, Вам может «достаться» чужая задолженность.
  • Иногда из-за сбоев программного обеспечения возникают технические просрочки: человек заплатил, но банк не засчитал платеж вовремя. Такие просроченные платежи могут отразиться в КИ как настоящие.

Чтобы защитить заемщика от таких ошибок, законодательство позволяет ему оспорить кредитную историю. Человек может заявить об ошибке, а банк/МФО и БКИ будут обязаны проверить его претензии. Если те соответствуют действительности — неверные данные исправят. Разумеется, оспаривать можно только ошибочную информацию: реальную задолженность так списать нельзя.

Как оспаривают кредитную историю

До недавнего времени у заемщика была только одна возможность: обратиться в БКИ, где хранится его кредитная история. Крупных БКИ в России три: НБКИ, «Эквифакс» и ОКБ. Большинство КИ хранятся именно там. Сведения о платежах заемщика в бюро передают банки и МФО, где кредитуется человек, причем разные организации могут сотрудничать с разными БКИ. Поэтому не исключена ситуация, когда у одного заемщика несколько кредитных историй — и во всех различаются сведения. Это значит, что при подозрении на проблемную КИ человеку следовало уточнить ее в нескольких бюро сразу. Сейчас это можно сделать онлайн, понадобится только подтвердить свою личность. Заявление об оспаривании гражданин также может оформить онлайн через банк.

Что нужно сделать, чтобы оспорить КИ

  • Первый шаг — узнать свою кредитную историю. Без этого Вы не узнаете, что в ней есть ошибки. Это по-прежнему делается через БКИ, с которыми сотрудничает Ваш кредитор.
  • Второй шаг — подать заявление об оспаривании ошибок. Понадобится уточнить, какие именно сведения неверны, и, при наличии, предоставить доказательства. До 1 января 2022 года это делается на сайте БКИ или лично в офисе бюро. Позже вступит в силу новый законопроект, который позволит обращаться с этим непосредственно к кредитору.
  • Третий шаг — дождаться проверки, которую инициируют БКИ и банк. Они проверят претензии, озвученные в заявлении. Если ошибки действительно есть, их исправят.

Как понять, что КИ нужно оспаривать

Для этого сначала нужно ее узнать. Мы рекомендуем людям проверять кредитную историю регулярно: два раза в год это можно сделать совершенно бесплатно. Хотя бы раз в год Вам стоит подавать на сайте БКИ заявку о кредитном отчете. Причина не только в возможных ошибках: очень многие люди не знают о своих настоящих задолженностях, возникших, например, из-за маленького просроченного платежа. Возможно, они даже не помнят об этом платеже — но он способен в будущем привести к большим проблемам. Поэтому при любых проблемах с кредитованием начинать лучше с проверки КИ. Ошибка или настоящая просроченная задолженность — в кредитной истории это отразится.

Что делать дальше

Если в заказанной кредитной истории обнаружатся платежи, о которых Вы не знаете, незнакомые кредиты или неверно начисленные суммы — это может быть ошибкой. В таком случае логичный исход — обратиться в бюро или в банк, чтобы ее исправили. А если просроченная задолженность настоящая, мы рекомендуем вовремя озаботиться ее погашением, пока обязательства не стали причиной жизненных сложностей.

Надеемся, что ответственное отношение к проверке КИ убережет Вас от множества проблем, а возможность оспаривания через банк сделает процедуру легче и удобнее.

Ответим
на вопросы
здесь