Меню с информацией о задолженности
Особенности работы коллекторов с задолженностями, просроченными из-за пандемии
28 окт 2020
К сентябрю стала заметной следующая статистика: каждый пятый клиент профессиональных коллекторских агентств — человек, который не смог своевременно внести платеж по кредиту и был вынужден допустить просрочку из-за финансового кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Об этом говорят данные «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА). Заемщики объясняют просрочки отсутствием средств и правом на кредитные каникулы.
Количественные показатели
По данным НАПКА, около 18 % заемщиков, чей кредит был передан коллекторам с 1 апреля по 30 сентября, приходится на людей, попавших в сложную финансовую ситуацию из-за кризиса. Речь идет о клиентах, с задолженностью которых коллекторы работают по агентской схеме. Принятые государством меры по ограничению распространения вирусной инфекции хотя и были необходимы, однако привели к серьёзному снижению платёжеспособности заемщиков. За сентябрь, по данным Банка России, общий объем просроченных платежей увеличился на 26 млрд рублей. Это на 3 % быстрее, чем в предыдущем периоде. Доля так называемых неработающих кредитов, по которым не платили свыше 90 дней, выросла с 8,9 до 9,3 % от общего объема займов.
Объем просроченных кредитов
Эксперты ЭОС оценили суммарный объем просроченных банковских кредитов в размере 1,86 трлн по МСФО. До этого такой уровень просрочки фиксировался в январе 2017 года.
Почему банки активнее отдают коллекторам проблемные долги по агентской схеме
НАПКА демонстрирует статистику, по которой кредиторы стали активнее передавать профессиональным коллекторским агентствам раннюю задолженность, просрочка по которым составляет менее 180 дней. Ранее банки преимущественно передавали коллекторам кредиты с длительной просрочкой: год назад доля ранней задолженности составляла 3 %, сейчас этот показатель вырос до 7 %. Задолженность активно передавались в летние месяцы, вскоре после пика пандемии. За лето 2020 года коллекторам было передано в работу 3,9 млн кредитов суммарным объёмом в 152 млрд рублей. Это на 44,4 % больше, чем за первые 5 месяцев года. Причем средняя сумма передаваемых займов, по данным НАПКА, уменьшилась с 95 тысяч до 61 тысячи рублей. Доля необеспеченных кредитов в агентских портфелях достигла 69,4 %.
Поведение «пандемийных» клиентов
Причины просрочек. Очевидно, что в период кризиса человек допускает просрочку не из-за безответственности, невнимательности или злого умысла. Причина кроется в снижении его платежеспособности, вызванном внешними факторами: заемщик никак не может на них повлиять. Поэтому и работать с такими клиентами нужно особым образом. Сами заемщики объясняют неуплату так:
- 65 % говорят о снижении дохода, которое повлекло за собой невозможность платить;
- 30 % сообщают, что лишились работы из-за пандемии;
- 5 % — люди, которые недопоняли правила послаблений по кредитам и решили, что могут не платить по обязательствам, не уведомляя об этом кредитора;
- 2 % среди всех заемщиков полагали, будто ушли на «кредитные каникулы». Банки зачастую отменяли переход на каникулы уже после заявки клиента: в этом причина путаницы.
Особенности поведения. Коллекторские агентства отмечают: такие люди более активно идут на контакт, хотят выбраться из сложившейся ситуации. По подсчетам, около 20 % «пандемийных» заемщиков успешно восстанавливают график платежей в банке. Остальные, те, чей кредит переуступили агентству, могут договориться об индивидуальном графике выплат на выгодных, посильных для себя условиях.