Платежеспособность заемщиков вернулась к докризисному уровню

25 Сен 2020

Пандемия коронавируса идет на спад, и россияне, имеющие просроченные кредиты, постепенно начинают восстанавливать свою платежеспособность. Об этом говорят статистические исследования Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. По данным НАПКА, средний платеж по кредиту в июле всего на 5,3 % меньше февральского. По словам гендиректора «Национальной службы взыскания» Романа Волосникова, показатели июля сравнимы с данными прошлого года и даже немного их превышают. Это значит, что российские должники начали отдавать по кредитам примерно столько же, сколько до кризиса.

Самым трудным месяцем в плане платежеспособности граждан признан апрель 2020 года: в этом месяце было зафиксировано снижение объема платежей на 27 % против 7 % в марте. О восстановлении платежной дисциплины заемщиков говорят не только крупные коллекторские агентства, но и банки. «Снижение размера платежа весной носило прогнозируемый характер как из-за эпидемии, так и из-за сезонных факторов. Поэтому уменьшение размера платежа в марте — мае в месячном выражении — это, в том числе, во многом результат работы программ помощи», — отмечает генеральный директор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков.

Как заемщики возвращаются к графику платежей после пика пандемии

Следовать прежнему графику платежей граждане начали уже в июне-июле, когда режим самоизоляции был упрощен и предприятия вновь стали открываться. Люди вернулись к работе, многие пересмотрели свои расходы и решили возобновить погашение, чтобы не накапливать долги. Крупные коллекторские агентства отметили изменение в структуре передаваемых банками долговых обязательств: начиная с марта, значительно увеличился объем передач более свежих просроченных кредитов. Это связано с массовым вынужденным отказом от погашения займов даже со стороны дисциплинированных заемщиков. Однако возобновить выплаты по займам люди стараются как можно быстрее, что говорит о сознательности и стремлении к жизни без обязательств.

Что повлияло на платежную дисциплину должников

Со снятием карантинных ограничений восстановился и привычный образ жизни людей. Те, кто ранее по каким-то причинам временно не могли вносить платежи по кредиту, вернулись к рабочему ритму и возобновили оплату.

Федор Вахата, генеральный директор ООО «М.Б.А. Финансы», считает, что в период кризиса многие люди оказались в состоянии крайней неопределенности. Из-за этого некоторые переставали платить, надеясь, что долги в такой ситуации простят, либо хотели просто сохранить оставшиеся деньги, чтобы иметь возможность купить хотя бы самое необходимое.

Вторым фактором, повлиявшим на быстрое возвращение к привычному графику платежей, по мнению гендиректора «Национальной службы взыскания» Романа Волосникова, стали санитарные ограничения в период самоизоляции. Границы были закрыты, и многие вынуждены были проводить отпуск дома, расходы сократились, зато появились время и средства для решения накопившихся проблем с кредитами.

Еще одной из причин возврата россиян к платежеспособности стали государственные меры поддержки семей с детьми. Прямые выплаты на детей, которые были получены семьями в период пандемии, оказались кстати, и многим помогли справиться с финансовыми трудностями.

Заемщики рассчитывали на помощь коллекторов и получили необходимую поддержку

Банки и коллекторские агентства заметили еще одно изменение в поведении клиентов — контактность и готовность взаимодействовать в случае возникновения проблем с оплатой. Это говорит о стремлении клиентов погасить обязательства и о хорошем отклике на антикризисные предложения коллекторских агентств. Коллекторов не коснулся закон о кредитных каникулах (106-ФЗ). Однако многие агентства самостоятельно разработали ряд мероприятий по поддержке российских граждан в сложной ситуации. Как сообщили в НАПКА, работая с ранее выкупленным долгом (по договору цессии), агентство могло предложить клиенту индивидуальные условия погашения.

Как ЭОС помогает заемщикам

Международное коллекторское агентство ЭОС разработало ряд антикризисных мер, чтобы помочь своим клиентам, оставшимся без доходов из-за карантинных мероприятий. Наши специалисты предлагают заемщикам составить индивидуальный график платежей с комфортной схемой погашения. Клиентам, потерявшим работу, мы предоставляем возможность снижения платежей и увеличения срока погашения задолженности. Многие клиенты уже воспользовались специальными предложениями, в рамках которых мы можем простить до 50 % от суммы задолженности, в зависимости от финансового положения заемщика.

Вы всегда можете получить консультацию у наших специалистов, уточнить наличие акций, облегчающих погашение займа. Позвоните в контактный центр ЭОС прямо сейчас и узнайте обо всех действующих предложениях. Специалист проконсультирует Вас и подберет подходящую акционную программу.