Шрифт начертание

Размер шрифта

Межстрочный интервал

Интервал между буквами

Изображения

Цветовая схема

Переход на обычную версию

Бесплатная горячая линия

8 800 555 17 10

c 5:00 до 20:00 мск

Личный кабинет

клиентам мы помогли начать
новую жизнь без долгов

Меню с информацией о задолженности
Хлебные крошки сайта

ФАС усилит контроль за рекламой финансовых услуг

13 дек 2021

По заявлению заместителя руководителя ФАС России Карины Таукеновой, Федеральная антимонопольная служба в ближайшее время станет жестче контролировать рекламу финансовых услуг. Об этом она сообщила на совещании с представителями Ассоциации банков России.

Для чего необходимо усиление контроля

По словам Карины Таукеновой, 18 % всех нарушений законодательства в рекламной сфере приходится именно на сегмент рекламы финансовых услуг. При этом тенденции на снижение количества нарушений нет: в последние три года число обращений граждан по этому поводу не уменьшается. При этом, как подтвердила и пресс-служба Банка России, комментируя позицию ФАС, полное, достоверное и доступное раскрытие значимой информации о финансовых продуктах относится к числу самых важных требований регулирующей организации.

Примеры нарушений

Пунктов, не соответствующих рекламному законодательству, масса. Например, нередко нарушители предоставляют неполную информацию об особенностях банковских услуг, вводя потребителя, видящего данную рекламу, в заблуждение. Еще один пример — нарушение требований к восприятию рекламы. Как это выглядит? Все чаще банки и другие финансовые организации указывают привлекательную для потребителя информацию крупным, заметным шрифтом, выделяя именно ее. Тогда как другие условия размещаются мелким, практически нечитаемым шрифтом. Например, потребитель видит информацию о выгодной процентной ставке по кредиту, а сведения о том, что такой процент доступен лишь в первый год, затем ставка повысится, ему недоступны, поскольку шрифт не читаем. Таким образом, у потребителя нет возможности правильно воспринять всю существующую информацию, оценить все условия и сделать осознанный выбор. Впрочем, отчасти ответственность лежит и на плечах потребителя: при подписании важных финансовых договоров или обращении за услугами нужно внимательно изучать предлагаемые условия, чтобы не испытывать проблем.

Разъяснение Пленума ВАС

Ранее Пленум Высшего Арбитражного суда вынес решение по этому поводу и пояснил следующее. Если потребитель не может воспринять всю существенную информацию из рекламы или воспринимает ее плохо из-за слишком мелкого шрифта или неудобного способа размещения (в углу экрана или рекламного баннера и т. д.), то информация, переданная таким образом, признается отсутствующей с соответствующими последствиями для рекламируемой финансовой компании.

Какие санкции грозят нарушителям

Поскольку ненадлежащая реклама финансовых услуг способна привести к негативным последствиям для граждан, Федеральная антимонопольная служба считает возможным назначение нарушителям административных штрафов, близких к максимальным, при отсутствии смягчающих обстоятельств. Размер штрафа устанавливается в индивидуальном порядке и может достигать 800 000 рублей.

Каким образом выявляется нарушение

Есть два варианта передачи информации о нарушении рекламного законодательства в ФАС.

Через Банк России. ЦБ в рамках поведенческого надзора выявляет несоответствие информации о финансовом продукте, заявленной в рекламе, реальным условиям его предоставления. Речь идет о любых важных условиях договора, расходах, которые требуются для получения услуги, а также любых предстоящих тратах. При обнаружении нарушений Банк России передает сведения в ФАС. На данный момент службы активно взаимодействуют друг с другом. Например, в сентябре 2021 года они совместно выпустили рекомендации для банков и прочих финансовых организаций, связанные с получением согласия потребителей услуг на рассылки с рекламной информацией.

Через жалобы и обращения граждан. Сами потребители, обнаружив рекламу услуг, нарушающую, на их взгляд, требования законодательства, также могут обратиться в ФАС с указанием на эти факты. Служба проверит информацию и предоставит ответ.

Каким образом ФАС осуществляет проверку

Антимонопольная служба проверяет соответствие рекламы общим, а также специальным требованиям, связанным с рекламированием конкретных услуг. В итоге, если ведомство убедится, что реклама нарушает текущее законодательство, финансовую организацию ждут не только штрафные санкции, но и необходимость изменения рекламного сообщения.

Важна ли степень нарушения при назначении штрафа

Да. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что при принятии решений о назначении и размере штрафных санкций будут учитываться все обстоятельства каждого конкретного дела. Это и масштаб рекламной кампании, определяющий потенциальное число потребителей, которые могут увидеть рекламу, и количество жалоб, а также их наличие в целом.

Полезные советы

Рекламные кампании, которые ведут финансовые организации, зачастую бывают яркими, запоминающимися и агрессивными (могут достаточно часто попадать в поле видения человека). Советы в ситуациях, когда реклама финансовых инструментов присутствует повсюду, заманивая с виду выгодными предложениями, могут быть следующими:

  1. Взвешивайте все возможные риски и трезво оценивайте свои возможности. Легких денег не бывает, а риск потерять последнее есть всегда.
  2. Проверяйте информацию о рекламируемых компаниях и их услугах. Фирмы-однодневки обычно создаются под цель сбора средств на какой-то сверхвыгодный продукт.
  3. Изучайте все, что написано мелким шрифтом. Если вы проверили информацию о компании и уверены в необходимости воспользоваться предложением, обязательно изучайте договор. Закон о рекламе обязывает озвучивать все условия, а в договоре могут скрываться требования, которые впоследствии обернутся против гражданина, решившего воспользоваться продуктом. Если есть возможность, стоит изучать договор вместе с финансовым консультантом или юристом.

Ответим
на вопросы
здесь