Многочисленные стереотипы, унаследованные из прошлого, сформировали у части россиян негативный образ коллекторского агентства: коллекторы воспринимаются агрессивными, навязчивыми, способными на угрозы и психологическое давление. В общественном сознании коллекторское агентство звонит каждый день и угрожает неприятностями. К сожалению, отдельные случаи имеют место, но далеко не всегда это коллекторские агентства. Очень часто нарушения допускают те компании, которые выдали кредит, или займ: МФО, или банки, но по привычке всех, кто занимается взысканием, называют коллекторами. Современное коллекторское агентство работает в рамках закона. Основа работы — не запугивание человека, а помощь в избавлении от долга. Поэтому, если Вам звонят коллекторы, не нужно сразу бросать трубку. Для начала попробуйте поговорить и уточнить ситуацию: возможно, агентство предложит Вам оптимальный способ погашения задолженности. Так делают ЭОС и многие другие добросовестные коллекторские организации.
Содержание статьи
- Успокойтесь
- Подготовьте основные вопросы
- Перечитайте требования к коллекторам
- Закажите кредитную историю
- Не игнорируйте звонки
Успокойтесь
К разговору надо подготовиться. И первый шаг к этому — перестать нервничать. Посмотрите на ситуацию со стороны, оцените плюсы и минусы различных решений. Помните, что судебное разбирательство и процедура банкротства имеют серьезные недостатки: если есть возможность договориться с коллекторами об индивидуальном графике погашения, лучше ею воспользоваться. Постарайтесь не переживать: да, относиться к коллекторам принято настороженно, но решать финансовые вопросы лучше с холодной головой.
Подготовьте основные вопросы
В зависимости от Вашей цели они могут быть разными. Например, предоставляет ли агентство скидки, можете ли Вы претендовать на участие в какой-либо акции прощения, на каких условиях можно составить индивидуальный график выплат. Обязательно уточните, какова сумма задолженности. Также коллекторское агентство обязано предоставить о себе полную информацию, включая свой номер в государственном реестре. Проверьте, есть ли у агентства работающий сайт, на котором размещены реквизиты компании, адреса и контактные данные.
- Можете выписать на бумажку примерный план разговора: основные вопросы, детали, на которые стоит обратить внимание.
- Если во время диалога что-то идет не так, постарайтесь это зафиксировать. На недобросовестное поведение коллекторов можно пожаловаться в надзорные органы.
Перечитайте требования к коллекторам
По закону представитель коллекторского агентства обязан представиться, назвать организацию, в которой работает, а во время разговора вести себя вежливо и корректно — никаких угроз и давления. Коллекторы имеют право связываться с клиентом только в определенное время: с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 — в выходные и праздники. Они не должны звонить чаще раза в день, двух раз в неделю и восьми в месяц. Разглашать данные о задолженности и другую конфиденциальную информацию без письменного согласия заемщика коллекторы не могут. Если агентство, которое звонит Вам, не соблюдает эти правила, оно нарушает закон: на него можно пожаловаться в надзорные органы. Например, в НАПКА — на главной странице ассоциации есть форма для жалоб на недобросовестных коллекторов.
Читайте также: Что делать, если коллекторы звонят родственникам и знакомым?Закажите кредитную историю
Чтобы убедиться в состоянии своего кредита и точно узнать, у кого он сейчас находится, сделайте запрос на кредитную историю. Это нужно, чтобы обезопасить себя от действий мошенников, которые выдают себя за коллекторское агентство, — такие, к сожалению, встречаются нередко.
Как заказать
Сделать это можно в бюро, где хранится история, — в БКИ. БКИ в России около десятка, а крупных всего три: НБКИ, ОКБ, «Эквифакс». С ними сотрудничает большинство кредиторов, передавая данные о кредитном поведении заемщика. Бюро хранит эту информацию и предоставляет только по запросу — от банка, самого заемщика или его доверенного лица.
- Дважды в год каждый человек имеет право бесплатно узнать свою кредитную историю. Для этого надо обратиться в БКИ, где она хранится, и подать туда запрос — в крупных бюро это можно сделать онлайн.
- Понадобится подтвердить свою личность через «Госуслуги»: кредитная история — это конфиденциальная информация, третьи лица не имеют права ее узнавать. Бюро должно быть уверено, что Вы — это Вы.
Где хранится
Узнать, в каком БКИ хранится кредитная история, можно у банка. С какими бюро он сотрудничает — информация открытая. Некоторые отправляют данные сразу в несколько БКИ, так что история может находиться в разных бюро. Если Вы брали кредиты в разных банках, возможно, историй у Вас несколько, и данные в них отличаются друг от друга. Проверять нужно ту, в которой есть задолженность по кредиту. А лучше — все.
Не игнорируйте звонки
Некоторые советуют не отвечать на звонки коллекторов и никак с ними не взаимодействовать. Такой совет справедлив только в одном случае: если коллекторское агентство так или иначе нарушает закон. С мошенниками и недобросовестными коллекторами действительно лучше не связываться. Но если агентство полностью соблюдает требования законодательства, стремится пойти Вам навстречу и помочь в выплате задолженности — игнорировать не надо. Бездействие может привести к судебному разбирательству: это не смертельно, но куда менее выгодно, чем сотрудничество с добросовестным коллекторским агентством. Например, ЭОС прощает своим клиентам часть задолженности в ходе акций, помогает составить индивидуальный график выдачи, комфортный для заемщика. Наша цель — помочь человеку вернуться в жизнь без задолженностей и ограничений. Лучше воспользоваться шансом, чем игнорировать его: это разумный и ответственный подход, который поможет избавиться от задолженности без судебных разбирательств и исполнительного производства.