Новостные ленты ежедневно информируют о том, как мошенники в очередной раз смогли обмануть граждан на крупные суммы денег. Жертвами становились, как известные артисты, певцы, государственные служащие, так и обычные пенсионеры, учителя, домохозяйки, несовершеннолетние. После подобных новостей не удивительно, что люди боятся отвечать на звонки с незнакомых номеров, потому что не знают, кто им ответит на том конце провода. Может быть, это будет специалист мобильного оператора, сотрудник полиции, работник страховой компании или родственник, попавший в беду. Подобные звонки, совершаемые мошенниками, встречаются повсеместно и их жертвой может стать каждый.
Содержание статьи
- Масштабы мошенничества в России за 2024 год
- Причины распространённости мошенничества и наиболее уязвимые категории граждан
- Основные виды телефонного мошенничества
- Три главных правила для защиты от мошенников
- Что будет, если вас обманули мошенники
- Как отличить звонок из коллекторской организации от звонка мошенника
Масштабы мошенничества в России за 2024 год
По данным пресс-центра МВД РФ за 11 месяцев 2024 года было зарегистрировано более 702 тысяч преступлений, связанных с мошенничеством. В общей сложности преступники смогли похитить 168 миллиардов рублей. Это на 14,3% больше, чем в аналогичный период 2023 года. Давать прогнозы на 2025 год пока рано, многое зависит от того, как повлияют на мошенников вступившие в силу в 2024–2025 году законы, нацеленные на защиту граждан и как быстро мошенники смогут к ним адаптироваться. Самое большое количество мошеннических колл-центров находится в городах: Днепропетровск, Львов, Киев. В этих городах их число может доходить до тысячи, а в некоторых и превышать это значение.
Государство пытается защитить своих граждан от действий мошенников. Для этого в 2024 году были предприняты следующие меры:
- Внесение изменений в федеральный закон «О связи» (№ 303-ФЗ от 08.08.2024 года) об ограничении количества зарегистрированных сим-карт на одного человека. Ранее такого ограничения не было и человек мог на себя зарегистрировать сколько угодно сим-карт, которые впоследствии использовались для мошеннических действий. Сейчас гражданин РФ может зарегистрировать на себя не более 20 номеров, а иностранец не более 10. Заключить договор о покупке сим-карты иностранец может только если данные о нем есть в Единой биометрической системе, через интернет заключение договора на покупку номера — запретили;
- Вступают в силу изменения в федеральный закон о «Национальной платежной системе» (№ 369-ФЗ от 24.07.2023). Эти изменения вводят антифрод-проверки действий клиентов банками и позволяют вернуть украденные средства. Если клиент хочет сделать перевод на подозрительные реквизиты, то банк обязан заблокировать подобную операцию и известить об этом клиента (распространяется на переводы по СБП и ЭДС). У клиента остается возможно сделать перевод повторно. Для других операций был введен период в 2 дня, в который банк связывается с клиентом для уточнения у него информации о переводе, чтобы понять добровольно он его сделал или нет. Если сотрудникам банка не удается связаться с клиентом, то операция отменяется. В случае, если у банка есть информация, что счет, куда клиент хочет перевести деньги, причастен к мошенничеству, то попытка перевода на такой счет блокируется. Если все-таки клиент перевел свои средства на мошеннический счет, то банк обязан в течение месяца после получения заявления от клиента их возместить. Это касается следующих случаев: 1) Карта клиента была утеряна и ей воспользовались без его согласия 2) Клиента не предупредили о проведении подозрительной операции 3) Банк допустил перевод на счет, который числится в списке подозрительных. Во всех остальных случаях банк не обязан возмещать утерянную сумму;
- 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон (№ 31-ФЗ от 26.02.2024 года) «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)». Он позволит через портал «Госуслуги» или в МФЦ подать заявление на запрет выдачи банками кредитов гражданину. Данная информация будет отображаться в кредитной истории человека и будет видна всем банкам, которые получат заявку на выдачу кредита. В случае, если банк выдаст кредит несмотря на самозапрет, то человек не обязан будет его погашать. Также самозапрет не распространяется на ипотеку, автокредит и кредит, взятый на образование. Снять самозапрет можно по заявлению через портал «Госуслуги» или в МФЦ. Он снимется только через 2 дня после того, как был установлен. Установить и снять самозапрет можно неограниченное количество раз.
Причины распространённости мошенничества и наиболее уязвимые категории граждан
Почему в наше время телефонное мошенничество приобрело такие масштабы? Среди возможных причин есть как более очевидные, так и менее.
- Возможность безнаказанно осуществлять мошеннические действия находясь в другой стране, где это не пресекается органами правопорядка;
- Доверчивость и низкая финансовая грамотность многих людей;
- Сложность в выявлении пособников мошенников на территории страны.
К очевидным причинам относится:
- Многие организации при звонках своим клиентам не подтверждают полностью их личность (ФИО, дата рождения). Зачастую только уточняют является ли человек клиентом и его имя;
- Звонки осуществляются с мобильных номеров, которые зарегистрированы за организациями.
К менее очевидным причинам относится:
В итоге человеку сложно понять звонит ему мошенник или представитель компании. Номера обоих могут иметь пометку о возможном спаме или мошенничестве.
Есть стереотип, что жертвами мошенников чаще становятся люди пенсионного возраста, но оказывается — это не совсем так. По данным исследования Центробанка, проведенного в 2023 году, чаще всего жертвой мошенников становятся работающие женщины в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и образования, проживающие в городе.
Основные виды телефонного мошенничества
Далее будут подробно описаны способы мошенничества по степени их популярности. От более распространённых до менее. Также, в некоторых случаях, будут представлены примеры диалогов с мошенниками из фрод-рулетки от Т-банка.
Три главных правила для защиты от мошенников
Можно выделить три основных правила, которые защитят человека от телефонных мошенников.
Никогда и никому по телефону не называть код из СМС или CVV-код
Пример: если вам звонит сотрудник банка, полицейский, специалист мобильного оператора и просит продиктовать код из СМС, то не нужно этого делать. Сотрудники организаций никогда не спрашивают коды из СМС или CVV-код карты, это делают только мошенники, которые хотят завладеть вашими данными.
Не переходить по ссылкам в мессенджерах
Пример: если вы получили сообщение с просьбой проголосовать в конкурсе, одолжить денег или перейти на сайт для участия в розыгрыше, то скорее всего тот, от кого вы получили подобное сообщение, был взломан и после перехода по вредоносной ссылке мошенник получит доступ к вашим данным.
Не доверять словам людей по телефону и относиться к ним скептически
Пример: если вам позвонил якобы следователь и просит вас помочь в поимке преступника или женский голос эмоционально сообщает, что попал в беду, представляясь вашим родственником, то не стоит верить подобным заявлениям на слово. Нужно задавать собеседнику уточняющие и неудобные вопросы, проверять правдивость сказанных им слов, самостоятельно перезванивать родственнику от кого поступила просьба. Если понимаете, что вас обманывают, то стоит закончить разговор и не верить в угрозы, поступающие от мошенника.
Существует слово, которое мошенники не могут нормально произнести. И это не имя того, чье имя нельзя называть, а столица Республики Коми, город — Сыктывкар. Если попросить мошенника произнести название этого города, то он скажет, что не расслышал и после долгих повторений назовет его со множеством ошибок.
Что будет, если вас обманули мошенники
Если вы поверили голосу на том конце телефона и назвали код из СМС от портала Госуслуги, то вас могут ждать следующие последствия:
- На вас могут взять множество кредитов в микрофинансовых компаниях, где подтвердить личность можно онлайн через портал «Госуслуги». Совокупная сумма взятых на вас кредитов в среднем может составлять 700 000 рублей;
- Оказание психологического давления и угрозы, чтобы вы уже самостоятельно взяли кредиты в отделении банка и перевели им деньги. Сумма может начинаться от 1 000 000 рублей;
- Склонение к совершению хулиганства (ст. 213 УК РФ), умышленному повреждению имущества (ст. 167 УК РФ) и террористическому акту (ст. 205 УК РФ), уверяя вас, что они вернут после этого вам деньги. Чего, конечно, они не сделают. За совершение подобных действий человеку может быть осужден на срок от 7 лет до пожизненного лишения свободы.


Как отличить звонок из коллекторской организации от звонка мошенника
Довольно частая история, когда гражданам поступают звонки с незнакомых номеров с пометкой о возможном мошенничестве или спаме. Но не стоит уходить в крайности и не брать звонки со всех незнакомых номеров с подобными пометками. Часть звонков, может быть от добросовестных организаций, например: банков, страховых, медицинских учреждений, профессиональных коллекторских организаций, но определитель номера может ошибочно оценивать такие звонки, как подозрительные и ставить подобные пометки. Хотя они могут быть полезны человеку.
Деятельность профессиональных коллекторских организаций строго регулируется законодательством: № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Полностью представиться (ФИО, должность, организация, цель звонка);
- Подтвердить личность клиента (ФИО, дата рождения);
- Предоставление информации.
Если на телефон клиента ответил родственник, то специалист заканчивает разговор и не предоставляет ему никакой информации.
- Частично представляется (имя, должность, название компании);
- Не подтверждается личность клиента (называет только имя);
- Предоставление информации.
Он может предоставлять любую персональную информацию родственникам, если понимают, что могут их обмануть и получить желаемое.
Отметим, что если в процессе разговора мошенник начинает уточнять: ФИО, дату рождения, адрес регистрации и другое, то это означает, что он не уверен с кем общается и хочет действительно подтвердить личность, чтобы не тратить свое время впустую.
Профессиональные коллекторские организации, совершая звонок своему клиенту в первую очередь хотят с ним договориться, найти взаимовыгодный компромисс, а также предложить подходящие пути для решения вопроса с задолженностью.