Сегодня внедрение современных цифровых и информационных технологий упрощают получение кредитов, но они же оставляют мошенникам новые возможности обманывать людей и брать на их имя кредиты. В результате ничего не подозревающий человек получает звонки и сообщения от кредиторов о задолженности: иногда ложные, а иногда вполне правдивые. Мы хотим рассказать об этом подробнее. Рассмотрим несколько вероятных сценариев мошенничества и поговорим о том, что с ними делать.
Содержание статьи
- «Вам одобрен кредит» — это реклама, а не мошенничество
- Звонок или СМС могут быть ложью
- Ваши паспортные данные могли «утечь»
- Вы могли потерять телефон
- Как понять, реальна ли задолженность
«Вам одобрен кредит» — это реклама, а не мошенничество
Сразу уточним: рассылки от банков об одобрении кредита на какую-то сумму — это не уловка мошенников, а один из видов рекламной акции. Одобрение не означает взятие кредита: так банк просто информирует клиента, что тот имеет право воспользоваться кредитным продуктом. Да, реклама бывает довольно агрессивной, но все же не нарушает законодательства и не означает, что кредит на вас уже взят. Мы же говорим именно о ситуациях, когда человеку звонят или пишут с одним из следующих сообщений:
- «на Вас пытаются взять кредит прямо сейчас»;
- «по Вашему счету наблюдаются странные движения денежных средств»;
- «мы обнаружили попытку взлома или перевода денег на посторонний счет»;
- «на Ваше имя взят кредит»;
- «у Вас задолженность» — хотя вы не брали на себя никаких финансовых обязательств.
Именно такие звонки и сообщения могут быть признаком того, что вы стали жертвой мошенников.
Звонок или СМС могут быть ложью
И эта ложь бывает весьма убедительной. Например, бывали случаи, когда человеку поочередно звонили с нескольких номеров: сначала якобы от имени банка, потом от имени полиции. Мошенники могут использовать технологии маскирования номера, чтобы тот был идентичен телефонам банка, полицейского отделения или коллекторского агентства. Человек верит, будто на его имя действительно взяли или собираются взять кредит, и следует советам мошенников, которые обещают его «защитить».
- Банковские организации никогда не требуют продиктовать код из СМС или цифры на обратной стороне карты. Если у вас просят эту информацию — насторожитесь. Не сообщайте ее, каким бы убедительным ни был собеседник.
- Положите трубку. Если номер незнакомый, стоит поискать его в интернете: возможно он уже является мошенническим. Если же это реальный номер, советуем перезвонить настоящей организации. Она узнает, что кто-то действует от ее имени, и примет меры.
Ваши паспортные данные могли «утечь»
Утечки информации случаются чаще, чем кажется. Иногда «утекают» базы крупных компаний, в которые внесено множество клиентов со всеми паспортными данными. Некоторые такие случаи громкие, о других почти никто не знает, поэтому утечка может стать сюрпризом. Бывают и ситуации, когда сам человек невольно предоставляет мошенникам информацию. Простой пример — не прикрывает клавиатуру рукой при вводе пин-кода. Если конфиденциальные сведения «утекли», ими могут воспользоваться мошенники.
- Кредиты проверяют серьезнее, так что риск оказаться с кредитной задолженностью не очень высокий. А вот при заключении договора в МФО бывает достаточно паспортных данных. Так что за утечкой информации могут последовать взятый на Вас микрозаем и уже реальные звонки от финансовых организаций и коллекторских агентств.
- Еще одна вероятная ситуация: кто-то воспользовался вашими банковскими продуктами, например кредитной картой, потому что узнал ее реквизиты.
Вы могли потерять телефон
На самом деле физическая потеря устройства даже не обязательна. Существуют методы взлома, которые позволяют украсть данные от аккаунтов без физического доступа: к сожалению, их не всегда можно предусмотреть. Если у мошенников есть доступ к банковскому приложению или аккаунту на сайте, они могут совершать через него определенные действия, в частности, оформлять кредиты или увеличивать кредитные лимиты карточек. Не всегда политика банка подразумевает обязательный визит клиента в отделение — иногда все делается полностью онлайн. Но если у мошенника есть физический доступ к устройству, ему будет легче скрыть следы своей деятельности. Поэтому всегда старайтесь ставить надежные пароли на телефон и ноутбук, а также непосредственно на аккаунты банков.
Как понять, реальна ли задолженность
Отличить обман от правды помогут кредитная история и компания, от имени которой вам звонят. Найдите ее настоящие контактные данные и перезвоните сами, спросите, действительно ли у вас есть задолженность, при каких условиях она была получена. Если окажется, что в компании о таком впервые слышат, — вас пытались обмануть мошенники. Если же задолженность настоящая — скорее всего, вы стали жертвой утечки данных.
- В первом случае нужно сообщить реальной организации об обстоятельствах попытки воспользоваться ее именем. Обычно банки и финансовые компании имеют базы мошенников, чтобы уберечь других клиентов.
- Во втором случае главная задача — оспорить задолженность, доказать, что брали ее не вы. Возможно, понадобится заручиться услугами юриста, который поможет собрать доказательства мошенничества.
Мы надеемся, что эта информация поможет не поддаться уговорам злоумышленников и не остаться с задолженностью по кредиту, который вы не брали. Помните, что свои настоящие обязательства оплачивать необходимо, а если факт мошенничества всё же произошел, то все может быть иначе.