С 2019 года люди для урегулирования денежных споров могут обращаться к уполномоченному лицу — финансовому омбудсмену. Он устраняет разногласия по спорам между частными лицами и финансовыми организациями, выносит решения, к которым обязаны прислушиваться компании. Расскажем об этой возможности подробнее.
Содержание статьи
- Что может делать финансовый омбудсмен
- По каким вопросам омбудсмен рассматривает заявления
- Как обратиться к финансовому омбудсмену
- Что делать, если решение не устраивает
Что может делать финансовый омбудсмен
Роль этого лица — защищать потребителей, частных клиентов, которые обратились в банк или страховую компанию, столкнулись с нарушением своих прав или злоупотреблениями со стороны организации. Речь именно о частных лицах: с обращениями ИП и юридических лиц омбудсмен не работает. Зато физлица имеют право подать заявление по поводу большинства финансовых компаний, с которыми работают: банков и МФО, ломбардов, страховых, негосударственных пенсионных фондов и кредитных потребительских кооперативов. Уполномоченное лицо знакомится с ситуацией и в течение оговоренного срока выносит решение — определяет, кто прав и каким образом следует поступить сторонам. Все перечисленные организации должны исполнить вынесенное омбудсменом решение.
По каким вопросам омбудсмен рассматривает заявления
- Компания недоплатила вам деньги: страховая занизила выплату или вообще не заплатила, банк нарушил условия по вкладу и так далее.
- Организация взяла с вас больше, чем было оговорено: условия по кредитованию изменили в одностороннем порядке, страховая или пенсионный фонд взяли дополнительную комиссию, штрафные санкции начислили в слишком высоком размере.
Вопросы должны касаться только финансов и имущества, причем на сумму не больше 500 тысяч рублей, иначе понадобится обращаться в суд. Исключение — ситуации, связанные с ОСАГО: там сумма не ограничена. Срок возникновения вопроса не должен превышать трех лет. Если обращение не удовлетворяет требованиям, омбудсмен вправе отказаться его рассматривать. Но даже так подать его рекомендуется — без решения уполномоченного лица по вопросу вы можете не суметь продолжить спор в суде.
Читайте также: Что делать, если долг перекупилиКак обратиться к финансовому омбудсмену
- Напишите заявление и подайте его онлайн с помощью сайта финансового уполномоченного или обычной почтой. В первом случае понадобится аккаунт на «Госуслугах». Рекомендуется также приложить документы, которые подтверждают претензии.
- В течение 3-х рабочих дней дождитесь ответа омбудсмена: согласия рассматривать ваш случай или отказа.
- Дождитесь решения уполномоченного. Сначала он должен направить вашу жалобу организации, потом, если она откажется разрешить ситуацию по своей воле, — рассмотреть дело самостоятельно и вынести решение. Средние сроки — от 10 до 30 дней в зависимости от того, нужна ли техническая экспертиза, действуете вы сами или через посредника.
- Если финансовая организация не выполнит требования омбудсмена, обратитесь к нему повторно и сообщите об этом. Он обратится в ФССП, и приставы принудительно обяжут компанию исполнить решение.
Что делать, если решение не устраивает
Возможны два варианта: омбудсмен отказался рассматривать ситуацию или вынес вердикт, который вас не устроил. В последнем случае вы имеете право подать в суд на организацию. Учтите, что исковое заявление можно подать только после того, как вы обратитесь к уполномоченному и получите от него какой-либо ответ.
Перед обращением к омбудсмену мы рекомендуем попробовать договориться с кредитором самостоятельно. Например, ЭОС всегда старается идти навстречу своим клиентам. Если же вы обнаружите, что кредитная организация нарушает ваши права, — теперь вы знаете, к кому можно обратиться.